Живопись 2

Орган (лат. organum) — самый большой духовой клавишный музыкальный инструмент.
Звук в органе рождается при помощи труб (металлических, деревянных, иногда из других материалов, без язычков и с язычками) различных тембров, в которые с помощью мехов нагнетается воздух.
Игра на органе осуществляется при помощи нескольких клавиатур для рук (мануалов) и педальной клавиатуры. По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов».



Орган Святого Томаса в Страсбурге.

Зародыш органа можно видеть в флейте Пана, а также в волынке. Считается, что орган (гидравлос; также hydraulikon, hydraulis — «водный орган») изобрёл грек Ктесибий, живший в Александрии Египетской в 296 - 228 гг. до н. э. Изображение похожего инструмента имеется на одной монете или жетоне времён Нерона.
Органы больших размеров появились в IV веке, более или менее усовершенствованные органы — в VII и VIII веках. В VIII веке Византия славилась своими органами.



Александр Кабанель Гармония




Вследствие своей выразительности, орган используется при богослужении в церкви.
Папа Виталиан в 666 году ввёл орган в католическую церковь. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами.



Ян ван Эйк Музицирующие ангелы 1432 г. створка алтаря в Генте
Мануэль Бенедито Вивес Органист

Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке. В XIV веке в органе появилась педаль, то есть клавиатура для ног. Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см, расстояние между клавишами достигало полутора см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В XV веке были уменьшены клавиши и увеличено число трубок. Усовершенствованные органы достигли огромного числа труб и трубок. Например, орган в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тысяч труб и трубок.



Брюллов Карл Павлович. Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа. 1849 г.

Каждый набор труб одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется регистром. Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента) приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или регистр имеет своё название и соответствующую надпись, с обозначением длины самой большой трубы этого регистра. Название регистра и величину труб композитор может обозначить в нотах над тем местом, где данный регистр должен быть применён. Регистров в органах бывает от 2 до 300 (чаще всего встречается от 8 до 60).


Julien Vriendt Урок музыки 1867 г.



Френк Дикси Гармония 1877 г.

Клавиатур (мануалов) в органе бывает от 1 до 7 (обычно 2—4). Они расположены в органах террасой, одна над другой. Кроме них, существует ещё педальная клавиатура (от 5 до 32 клавиш), преимущественно для низких звуков. Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном нотном стане. На клавиатуре педалей, называемой просто «педаль», играют обеими ногами, пользуясь попеременно каблуком и носком (до XIX века — только носком). Орган без педали называется позитив, маленький переносный орган — портатив.



Э. Берн-Джонс. Песнь любви



Неизвестный художник французской школы Дама, играющая на переносном органе. из серии "Концерт у фонтана"

Мануалы в органах имеют названия, которые зависят от расположения труб в органе.

Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) — в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier) и располагается ближе всего к исполнителю, либо на втором ряду.

Второй по значимости и громкости мануал в немецкой традиции называется Oberwerk (более громкий вариант) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Рositif), если трубы этого мануала располож ены над трубами Hauptwerk, либо Ruckpositiv, если трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа и установлены за спиной органиста.

Мануал, трубы которого расположены внутри своеобразного ящика, имеющего во фронтальной части вертикальные створки жалюзи, в немецкой традиции называются Schwellwerk (фр. Recit (expressif). Schwellwerk может быть расположен как в самой верхней части органа (более распространенный вариант), так и на одном уровне с Hauptwerk.

Еще существуют разновидности мануалов: Hinterwerk (трубы расположены в задней части органа), Brustwerk (трубы расположены прямо над местом органиста), Solowerk (сольные регистры, очень громкие трубы, расположенные отдельной группой), Choir и т.д.



Джон Мельюш Страдуик Вечерня 1897 г.



Джон Мельюш Страдуик Святая Сецилия

Облегчениями для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат следующие устройства:
Копула — механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры, причём, выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Копула даёт возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми регистрами другого.
4 подножки над клавиатурой педалей (Реdale de combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную определенную комбинацию регистров.
Жалюзи — прибор, состоящий из дверец, закрывающих и открывающих всё помещение с трубами разных регистров, вследствие чего происходит усиление или ослабление звучания. Дверцы приводятся в движение подножкой (швеллером).



Карло Дольчи Святая Сецилия за органом 1671 г.



Сидней Гарольд Метеярд Святая Сесилия

Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом. Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой, связанной с церковью. Сочинялись для него и так называемые «светские» произведения.



Alphonse Marie de Neuville Капитан Немо играет на органе. иллюстрация к роману Ж.Верна "20 тысяч лье под водой"



Edwin Austin Abbey Organist at the Gloucester Cathedral 1901 г.



Пьетро делла Веккья Saint Cecilia at the Organ 17 век

В России орган был только светским инструментом, так как в православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили.
Начиная с XVIII века, композиторы включают орган в оратории. А в XIX веке он появился и в опере. Как правило, это было вызвано сценической ситуацией - если действие происходило в храме или около него. Чайковский, например, воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы Гуно «Фауст» (сцена в соборе). А вот Римский-Корсаков в опере «Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который прерывает пляску Морского царя. Верди в опере «Отелло» при помощи органа имитирует шум морской бури.
Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и «Прометей» Скрябина. В симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и не предусмотрел этого. Он написал партию фисгармонии, которую там орган часто заменяет.


Pierre-Auguste Renoir

 (699x528, 28Kb)


Pierre-Auguste Renoir

 (518x699, 58Kb)

Pierre-Auguste Renoir

 (352x500, 33Kb)

Bonnard

 (350x407, 124Kb)

Childe Hassam

 (550x496, 40Kb)

Childe Hassam

 (550x562, 74Kb)